Умная доступная среда

Умная доступная среда
08 февраля 2018

Государственная программа «Доступная среда» действовала с 2012 по 2017 год, по решению Президента Российской Федерации продлена до 2021 года.
По прошествии пяти лет и осуществленных затрат в сумме несколько миллиардов рублей бюджетов всех уровней, в действительности ситуация остается нерадостной, что подтверждается, в том числе, результатами социологического опроса, результаты которого были представлены на Форуме ОНФ в декабре 2017 года, показавшего, что большая часть лиц с ограниченными возможностями здоровья не заметили улучшений в части доступности среды.

Теми же пороками страдают и государственные программы по доступной среде 2017-2021 года. На примере Московской области отметим, что при общем объеме финансирования мероприятий программы в сумме более 3 млрд. рублей, планируемые результаты отличаются от существующего уровня крайне незначительно:
- увеличение доли инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности опрошенных инвалидов в Московской области с 61 до 63 процентов;
- увеличение доли парка подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки инвалидов и других маломобильных групп населения, в парке этого подвижного состава (автобусного, трамвайного, троллейбусного) в Московской области с 18,2 до 20,2 процента;
- увеличение доли лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в возрасте от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физкультурой, спортом, в общей численности данной категории населения в Московской области с 54 до 55,5 процента;
- увеличение доли общеобразовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве общеобразовательных организаций в субъекте Российской Федерации с 22,3 до 25 процентов и т.д.
При этом, надо отметить, что показатель удовлетворенности лиц с ограниченными возможностями (целевых получателей господдержки) в целевые показатели госпрограммы не включен.


Все это свидетельствует о том, что в настоящее время выбран и реализуется крайне неэффективный, ресурсозатратный и абсолютно формальный вариант исполнения требований Конвенции о правах инвалидов, к которой присоединилась Россия.
Тем не менее ряд общественных деятелей считают, что только увеличение бюджетного финансирования и дополнительная «рента» с бизнеса на создание безбарьерной среды способны решить вопросы доступности среды и призывают еще увеличивать расходы на эти цели. Это – тупик. Посмотрите на приведенные выше цифры – никаких средств не хватит, чтобы сделать всю среду в нашей стране безбарьерной. Трата бюджетных средств с такой низкой эффективностью не только не разумна, но преступна.


Действительно, от владельцев отелей потребовали, чтобы 5% номеров были предназначены для размещения инвалидов. В оборудование таких специальных номеров вкладываются значительные средства, которые потом совершенно не окупаются: остальные туристы отказываются заселяться в такие номера. Застройщиков обязали 10% парковочных мест предназначить для инвалидов, средства вложены, а эти парковочные места пустуют. В доме в одном подъезде на 5-м этаже живет один инвалид, а застройщик, управляющая компаний и муниципалитет решают вопрос, как все подъезды дома оборудовать специализированными подъемниками, каждый из которых стоит более 1 млн. рублей.


Понимание необходимости менять подход уже стало появляться у специалистов. Ряд из них заявляет о необходимости перехода от объектно-ориентированного подхода к маршруто-ориентированному.
Тем не менее, просто изменение подхода на «маршруто-ориентированный» не даст результата, поскольку это всего лишь изменит перечень объектов, в которые будут вкладываться деньги, но не устранит причины проблем.
Считаю необходимым поставить вопрос о переходе от «Доступной среды» к «Умной доступной среде», со смещением фокуса на выработку решений, как с минимальными издержками добиться реальной доступности для инвалидов необходимых им услуг и возможности самореализации.
В качестве удачного примера «умного» подхода можно указать реализацию Министерством транспорта и дорожной инфраструктуры проекта доступности транспортных услуг. Для удобства инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках, и маломобильных групп граждан сервис «Яндекс.Транспорт» адаптирован для размещения информации о низкопольных автобусах.
В приложении появились специальные метки в карточках низкопольных автобусов. Граждане, использующие данное приложение смогут в интерактивном режиме, задав способ передвижения «общественный транспорт», увидеть, когда такой автобус будет находиться на нужной ему остановке и подождать автобус с низкой посадкой.


Совершенно иначе можно подойти и к вопросу приспособления жилых домов для нужд инвалидов. Оборудование подъездов подъемниками очень дорого, а переселение инвалида с 5-го на 1-й этаж практически ничего не стоит. А это принципиально изменяет вопрос.
Или на примере детской поликлиники Домодедово. Оборудование 4-хэтажной больницы, где есть лифт только до 3-го этажа, подъемником с 3-го на 4-й этаж стоит денег, а организация периодического приема на 3-м этаже детей-инвалидов специалистами, кабинеты которых расположены на 4-м, - практически бесплатно.
При этом степень удовлетворенности инвалидов качеством своей жизни должна стать основным целевым показателем государственных программ по «Умной доступной среде».
В этом вопросе необходим системный подход, учитывающий российский и международный опыт, позволяющий выработать основные типовые решения, которые могли бы быть положены в основу соответствующих региональных и муниципальных программ.
В качестве такого системного решения предлагаю организовать конкурс с привлечением лидирующих российских и международных экспертов по урбанистике и организации городской среды с широким общественным освещением и обсуждением.


Также предлагаю для мониторинга уровня изменения качества жизни и отслеживания реальности доступности среды с использованием имеющихся инструментов Яндекс.карт создать интерактивную карту, в которой путем установки специальной закладки человек с ограниченными возможностями здоровья в реальном времени и в привязке к конкретному месту мог бы оставить отзыв о доступности среды. Такой опыт имеется по посещению гостиниц, где реальный турист может оставить свое мнение о качестве его обслуживания. Предлагаю реализовать пилотный проект на территории Московской области. Это поможет значительно улучшить качество жизни людей с ограниченными возможностями здоровья, привлечь персонифицированное внимание к конкретной проблеме и к необходимости ее реального разрешения.